Методика расчета количества ЛКМ для окраски кузовов

В соответствии с п. 3.8.1 Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального банка Российской Федерации № 432-П от 19.09.2014 года, "При определении трудоемкости работ по ремонту повреждений кузова и оперения, а также других узлов, агрегатов и систем транспортного средства используются нормативы, установленные предприятием-производителем транспортного средства, а в случае их отсутствия - организациями, занимающимися нормированием технологий ремонта транспортных средств".

Поскольку объем ремонтных (окрасочных) работ, определяемый системой AZT, отличается от объема работ, предусмотренного предприятиями-изготовителями транспортных средств, то перечень и количество лакокрасочных материалов, используемых в системе AZT, также отличается от количества и перечня лакокрасочных материалов, предусмотренных предприятиями-изготовителями для конкретных окрасочных работ. На основании вышеизложенного, использование стоимости лакокрасочных материалов, определенной системой AZT совместно с использованием нормативов времени на ремонтную окраску, определенных производителем ТС, недопустимо и зачастую приводит к ошибочным результатам.

Наиболее точный результат расчетов стоимости лакокрасочных материалов различных производителей, данные о которых присутствуют в справочниках РСА, можно получить, лишь исследовав нормы расходов основных и вспомогательных лакокрасочных материалов по каждому из них. Дальнейшее исследование проводится с целью установления средних норм расхода основных и вспомогательных лакокрасочных материалов, а также иных расходных материалов для различных видов покрытий при разных видах ремонта.

Определение удельного расхода основных, вспомогательных ЛКМ производится по данным производителей материалов, учитывая пропорции смешивания, указанные в технической документации. В связи с тем, что вторичные грунты поставляются в таре на вес, расчет необходимого объема производится с учетом плотности основного материала. Плотность вспомогательных материалов принята равной 1,0 кг./л., поскольку, несущественно влияет на расчеты (влияние на конечный результат не более 0,1-0,3%). Удельный расход прочих материалов производится в соответствии с документом, утвержденным на предприятии, регламентирующем ремонтные и окрасочные работы на СТО: "Нормы расхода основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ", ОАО "АВТОВАЗ", Тольятти, 2006 г. Указанный документ является единственным общедоступным документом, содержащим наиболее полный перечень расходных материалов и их удельных расходов.

Нормы расхода, определенные ниже учитывают коэффициент сопутствующих потерь материалов при пневматическом нанесении (Кпк), который по данным Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов

«Прометей» составляет 1,4. Весьма вероятный дополнительный расход материалов при недостаточном укрывании поверхности лакокрасочными материалами нормированным количеством слоёв не учтен.

При окрашивании отдельных панелей кузова в зависимости от состояния окрашиваемой поверхности расход ЛКМ дифференцируется:

Ремонт А - видимые повреждения ЛКП отсутствуют, отмечается потеря блеска, незначительные царапины (расхода первичного грунта нет, расход вторичного грунта составляет 50 % от удельной нормы для данной детали за счет уменьшения толщины).

Ремонт В - повреждения ЛКП до 30 % поверхности детали (расход первичного грунта составляет 50 % от удельной нормы для данной детали, расход вторичного грунта - 100 % от удельной нормы).

Ремонт С - повреждения ЛКП до 50 % поверхности детали (расход первичного грунта составляет 70 % от удельной нормы для данной детали, расход вторичного грунта - 100 % от удельной нормы).

Ремонт D - повреждения ЛКП более 50 % поверхности детали, а также замененные детали из запасных частей (расход первичного и вторичного грунтов составляет 100 % от удельной нормы для данной детали).

Определение площади детали производится путем сравнения габаритов эталонного ТС, у которого известны площади деталей кузова, с габаритами исследуемых в рамках НТЭ ТС. Для достижения наиболее точного результата сравнению подлежит площадь проекций эталонного ТС и исследуемого ТС. Для сравнения должны приниматься эталонные ТС наиболее пропорциональные исследуемым ТС. Для целей независимой технической экспертизы разумным будет сравнение не площадей проекций автомобилей, установить которые без дополнительных графических изысканий не представляется возможным, а площадей поверхностей паралелепипедов, ограниченных габаритами ТС.

Например, для автомобиля Тойота Королла эталоном является ВАЗ-2170.

При определении объема ЛКМ, необходимого для окраски одной детали следует учитывать, что при подборе определенного цвета по коду краски (для автомобилей не старше 5 лет) минимальной для колеровки является порция в 100 мл. При подборе цвета колеровщиками производятся выкрасы образцов краски, поэтому минимальной порцией (для автомобилей старше 5 лет) является порция в 150 мл.

Расход основных и вспомогательных материалов для окраски внутренней поверхности деталей принимается равным ¾ расхода для окраски наружной поверхности деталей.

Расход растворителя для одной промывки окрасочного пистолета составляет: 0,04 л. - при автоматической промывке; 0,5 л. – при ручной промывке. Среднее

значение составляет 0,27 л. на одну промывку. Для одного цикла окраски (окраски одного автомобиля), с нанесением первичного грунта мойка окрасочных пистолетов производится не менее 4 раз (системы база/лак), без нанесения первичного грунта – не менее 3 раз. Таким образом, расход растворителя для промывки окрасочного оборудования составляет 1,08 и 0,81 л. соответственно.

Для придания блеска лака применяются полировальные пасты, расход полировальной пасты по данным сайта www.pro-tec-russia.ru составляет 30 мл./м2.

Также для ремонтной окраски применяется обширный перечень иных расходных материалов, удельный или абсолютный расход которых по объективным причинам (отсутствие исследований, технической документации и прочих документальных источников информации) на момент проведения исследования специалисту установить не представляется возможность. Стоимость указанных материалов может увеличить общие расходы на материалы при восстановительном ремонте ТС на 5-15%.

 

Специалист: Апанасенко Андрей Владимирович

 

Сноски в таблицах расходов:

1 - 1К-эмали не исследуются, поскольку, в настоящее время при ремонте ТС используются крайне редко - после вскрытия тары имеют непродолжительный срок хранения.

2 - Указано количество материала, необходимое для обработки ремонтируемой поверхности детали в зависимости от степени сложности ремонта в соответствии с "Нормами расхода основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ", ОАО "АВТОВАЗ", Тольятти, 2006 г.

Наш офис на карте Челябинска