Главная / Новости

Независимая техническая экспертиза (НТЭ). Этапы развития в России.

30.09.2019
Автоэкспертиза в нашей стране, как вид деятельности (вне рамок судебной экспертизы) сложилась с появлением массового автомобиля ВАЗ в 70-х годах 20-го века.

Тогда же Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) по заказу Всероссийского добровольного общества авто-мото-любителей (ВДОАМ) разработана  методика, известная как РД 37.009.015. Экспертиза в сфере автотранспорта существовала и ранее, т.к. в то время уже существовали, пусть и немногочисленные, страховые продукты, решались судебные споры, специалисты были и в страховых компаниях, и в судебной экспертизе, но все исследования проводились в рамках ведомственной экспертизы. Несколько позже к такой категории специалистов добавились и специалисты автоэкспертных бюро системы АвтоВАЗа. В середине 1980-х г., с началом перестройки из этой среды специалистов начали формироваться самостоятельные экспертные бюро, работающие на коммерческой основе.

С принятием Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочнойдеятельности в РФ» было принято решение считать деятельность автоэкспертов оценочной. Некоторое время этот вопрос дискутировался, сторонники «оценочного подхода» доказывали абсурдность, когда объекты оценки (и специалисты по оценке этих объектов) будут бесконечно множиться на категории, классы, виды, группы. Противники такого подхода, напротив, заявляли, что автоэкспертизой должны заниматься специалисты, знающие тему автоэкспертизы, конструкцию ТС, технологию ремонта. А универсальный подход универсальных оценщиков, способных после прохождения дополнительного обучения, где автоэкспертиза не изучалась вовсе,  оценить всё (от атомных станций до микроскопических объектов), приведет лишь к профанации профессии. В споре между автоэкспертами и чиновниками от оценки ожидаемо победил «оценочный» подход, и в начале 2000-х Министерством имущественных отношений было принято решение зачислить уже довольно многочисленный отряд автоэкспертов в довольно малочисленный (на то время) отряд оценщиков. После чего часть технических специалистов была вынуждена покинуть профессию, так как не отвечала введенному требованию об обязательном высшем образовании, а оставшиеся должны были приспосабливаться – пройти платное обучение по программам подготовки оценщиков, получить платные лицензии (в то время обязательное требование), вступить в СРО оценщиков, заплатить членские взносы и внести существенные суммы в компенсационный фонд СРО.

«Возвращение» профессии произошло с вступлением в силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (ОСАГО), в котором были введены такие не существовавшие до этого понятия, как независимая техническая экспертиза (НТЭ), эксперт-техник, в статье 12 определены цели и задачи независимой технической экспертизы. После принятия этого закона НТЭ формируется как обособленное направление автоэкспертизы - деятельности, отличной от оценочной, которая регулируется указанным выше законом и подзаконными нормативными актами, принятыми в его исполнение. Основные теоретические принципы и основы этого вида экспертизы не могут противоречить общероссийскому законодательству, принципам и основам аналогичных видов экспертной деятельности, в том числе судебной.

НТЭ проводится в целях установления обстоятельств причинения вреда ТС, установления повреждений и причин их образования на ТС, установлении технологии, методов и стоимости восстановительного ремонта ТС, стоимости утери товарной стоимости (УТС) и расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели ТС. Цель проведения НТЭ можно также сформулировать как получение нового знания о фактах, имеющих доказательственное значение. Другие формы использования специальных знаний – получение экспертного заключения, консультации, пояснений эксперта и составление Акта осмотра транспортного средства как объекта экспертизы могут носить характер самостоятельного документа. Их цель - получить справочные данные, разъяснения, уточнения, дополнения по вопросам, интересующим стороны, а также зафиксировать повреждения ТС после ДТП для последующего расчета суммы ущерба.

Удивительно, но в законодательстве, регламентирующим ОСАГО, отсутствует определение независимой технической экспертизы. Исходя из содержания законов, подзаконных актов, регламентирующих НТЭ можно сформулировать определение таким образом: НТЭ - это экспертиза, которая назначается, организуется и производится в соответствии с законодательством РФ в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта ТС средства в рамках договора ОСАГО, на основании договора с независимой экспертной организацией или непосредственно с экспертом-техником. В круг задач, стоящих перед экспертом-техником не входит оценка действий участников ДТП и исследование их возможностей по предотвращению ДТП. В НТЭ эксперт-техник рассчитывает восстановительные расходы (затраты на ремонт, уменьшенные на величину износа подлежащих замене деталей).

НТЭ, как и всё ОСАГО, постоянно меняется, развивается, вносятся изменения в Федеральный закон №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС», создан институт финансового омбудсмена (новелла для РФ), уже есть первое решение такого омбудсмена, вступившее в силу 18.07.2019 г., в полную силу заработала Межведомственная аттестационная комиссия и т.п. С нашей точки зрения, конечно, не все изменения к лучшему, не все решения верные. Данная заметка носит общий, обзорный характер, далее мы продолжим отслеживать ситуацию, выкладывать на нашем сайте новости, статьи по теме НТЭ, излагать свою точку зрения, интересоваться Вашим мнением.

Если у Вас появились какие-то вопросы, касательно тематики, рассмотренной в этой статье, то Вы можете связаться с нами любым удобным способом в разделе «Контакты».

Вернуться к новостям
Спасибо
С вами свяжутся наши менеджеры.
Обратный звонок
Оставьте заявку и наши специалисты свяжутся с Вами для дальнейшего сотрудничества!
Задать вопрос
Оставьте заявку и наши специалисты свяжутся с Вами и ответят на ваши вопросы
Задать вопрос
Документооборот

Собственная служба доставки позволяет нам не зависить от случайностей и оперативно обмениваться информацией

Гарантированный результат

Возврат оплаты при отсутствии положительного результата для клиента

Быстрота

Дежурный эксперт всегда примет Вашу заявку

Опыт работы 10 лет

Профессионализм нарабатывается годами и в этом мы преуспели

Verification: cc00e65e1e1211a8